Главное здание музея с огромным выставочным залом и проекционным залом поставлено на фундаментах разрушенного во время войны манежа за уцелевшим неоренессансовым фасадом Ланчи, с установленными перед входом статуями коней, которые моделировал Константы Гегель.
На севере территории перед дворцом существует небольшой архитектурно-урбанистический ансамбль, в состав которого входит костел, дом приходского священника, корчма и кузница, а также выдвинутое в северо-западном направлении кладбище с неоготической часовней посредине.
Настоящий вид костела – это результат перестройки давнего храма в стиле позднего барокко с 1772 г. на храм в стиле необарокко, выполненного в 1857–1870 гг. по проекту Г. Маркони. Каменное ограждение кладбища с венцом часовен, которые образуют место Мук Христа, было также делом рук Г. Маркони. Находящийся близ костела дом приходского священника, построенный в I половине XVIII столетия, был, по всей вероятности, проектирован Юзефом Фонтаной.
Расположенная напротив костела старая виляновская корчма, основанная во время Собеского, была перестроена и расширена в течение XVIII и XIX столетий. Настоящую форму корчме – постоялому двору вместе с пристроенным к нему одноэтажным южным крылом – придал Ф. М. Ланчи приблизительно в 1850 году. В то же время Ланчи построил соседний дом второй виляновской корчмы, находящейся в углу юго-западного участка территории перед дворцом, приспособленной в настоящее время на кафе.
Вблизи дороги, ведущей из Повсинка в Черняков, находятся старая кузница XVIII века, перестроенная на ресторан, а также постройки бывшей бойни, переделанные Ланчи в середине XIX века на двухэтажное здание, в котором находится поликлиника.
У перекрестка главной аллеи с боковыми, бегущими по диагонали аллейками, находится главный вход на территорию внутреннего двора дворца, образованный из каменного моста, перекинутого над рвом по проекту Ф. М. Ланчи и монументальных каменных ворот в стиле барокко времен Яна III Собеского. Гранитные колонны, украшенные панелями с декоративными мотивами доспехов, увенчаны двумя аллегорическими статуями: левая колонна – мужской, символом Войны, правая – женской, символом Мира, работы королевского гданьского скульптора Шванера.
|