Передние фасады галерей имеют монументальную форму, украшены выдвинутыми вперед порталами в виде римских триумфальных арок, которые являются величественным входом в парк.
Садовые фасады центрального здания и галерей также получили богатое художественное оформление, осуществленное местными лепщиками Яном и Антоном, а также итальянскими каменотесами Франческо Церичола и Сангина Мадернати. Башни, замыкавшие галереи, увенчаны балюстрадными аттиками, на углах которых расположены привезенные из Амстердама каменные статуи Муз.
В период 1684–1696 годов совершен последний при жизни Яна III этап расширения и украшения виляновской резиденции. На центральной части главного здания в 1692 г. был построен высокий третий этаж. Его передняя часть украшена скульптурным изображением, составленным из частей разобранного к тому времени фронтона, а также снятыми с башен-сокровищниц фигурами Муз, которые были установлены наверху надстройки. Передние фасады эркеров со стороны двора увенчаны аттикой с барельефом, изображающим военные подвиги короля, а также фигурами античных богов, исполненными гданьским скульптором – Стефаном Шванером. Он является автором композиций, находящихся в архивольтах галерей.
Благодаря этим проведенным работам, прежняя старопольская дворянская усадьба Собеского в Вилянове, как по своему силуэту, так и по художественному оформлению садовых фасадов стала похожа на барочную итальянскую виллу. Новая королевская резиденция приобрела более монументальный и презентабельный вид, главным образом из-за классического оформления фронтового фасада дворца. Благодаря применению римских триумфальных арок и колоннад, а также богатых скульптурных декорации, воспевающих род Собеских и прославляющих военные подвиги короля, виляновский дворец стал одновременно великолепным памятником славы Яна III.
|