На территории, прилегающей к виляновскому парку, было приказано снести старые деревенские избы и поставить на их месте новые дворы согласно собственным проектам.
В 1809 г. на средства С.К.Потоцкого были построены первая сельская школа для детей работников Вилянова и больница. После смерти Станислава Костки Потоцкого в 1821 году работы в виляновском дворце и парке продолжала его жена, а затем сын Александр и внук Август.
В 1822–31 годах были проведены работы в северной дворцовой галерее, приспособленной для экспозиции картин, комнаты на втором этаже главного здания дворца оборудованы в китайском духе с псевдокитайскими украшениями художника В. Кициньского, а в виляновском парке были установлены скульптурные композиции с изображением подвигов Геракла.
В 1826 г. дворцово-парковый ансамбль Вилянова обогатился новым архитектурно-скульптурным объектом – монументальной гробницей родителей Александра, Станислава Костки и Александры Потоцких, возведенной сыном. Проект гробницы создал итальянский архитектор Генрик Маркони, приехавший в Польшу в 1822 г., а скульптурные работы выполнили известные варшавские мастера Якуб Татаркевич и Константы Гегель.
По заказу Августа известный варшавский архитектор итальянского происхождения Францишек Мария Ланчи в 1845–1855 годах перестроил и расширил виляновскую резиденцию.
В результате предпринятых в то время работ было значительно, хотя не совсем удачно, переделано северное крыльцо дворца. На месте поставленной Айгнером готической галереи построили новое здание с фасадом в стиле неоренессанса и с модными в те времена интерьерами в стилях неоренессанса, псевдорегенства и неорококо. Некоторые изменения произошли и во внутренних помещениях пролета северного крыла XVIII века, а также на втором этаже южной галереи и южного крыла.
Значительно перестроена была также бывшая купальня Любомирской, превратившаяся в жилой павильон для жены Августа Потоцкого.
|