К личности короля относятся установленные в нишах между колоннами аллегорические мужские фигуры, изображающие Блеск королевского имени и победоносную Силу приходящую на помощь союзнику, которому угрожает надменный и жестокий противник.
Соответственно триумфальной арки и пластическому оформлению южной галереи существует пластическая композиция северной галереи, связанной с личными апартаментами королевы. Находящийся над входом медальон с изображением Дидоны, жены каплана Геркулеса, славной карфагенской красавицы является красноречивым намеком на красоту Марии Казимеры и одновременно символом обаяния (Venustus). Стоящие по бокам аллегорические женские фигуры изображают достоинство и великодушие королевской супруги.
Дополнением пластического оформления апофеоза Яна III, выраженного в архитектуре, лепной и скульптурной декорации фасада главного здания и галерей, является пластическая композиция обеих дворцовых башен, увенчанных живописными куполами в стиле барокко. Главным и преобладающим элементом этой композиции является сидящая на каждом куполе фигура Атланта, поддерживающего земной шар, с которым, как олицетворение Мощи и Титана, удерживающего от падения «землю-мать», неоднократно сравнивали Собеского.
С так принятым элементом апофеоза Яна III связаны угловые вазы с королевскими коронами, цветочно-фруктовые гирлянды и изображения воинских доспехов и сцен сражения на карнизах обеих башен. С фронтальными фасадами дворцовых галерей в архитектурном и декоративном отношении гармонируют фасады боковых крыльев со стороны двора. Фасады боковых крыльев также украшены бюстами римских императоров и консулов и находящимися на аттиках изображениями воинских доспехов, сцен сражений и вазами.
|