Центральная часть дворца увенчана скульптурной композицией – апофеоз короля, древний символ королевской власти – солнце, бросающее свои лучи на позолоченные гербовые щиты Собеских, которые держат амуры.
Композицию дополняет соответствующая цитата, взятая из книги Ветхого Завета «Refulsit sol in clipeis» (блеснуло солнце на щитах). Крылатые статуи богини вестей Фамы над главным входом во дворец прославляют короля и победителя, а находящиеся на аттике статуи Муз прославляют королевские военные успехи так, как в древние времена славихи победу Юпитера над Титанами.
Рельефные композиции Шванера, находящиеся на могучих аттиках центрального здания дворца представляют военные сцены полные хвалы и славы для армии Собеского под Хоцимом и Веной, а стоящие на аттиках фигуры античных богов символизируют достоинства Яна III и Марии Казимеры.
Статуи Бахуса, Гермеса и Марса, стоящие на аттике кабинета короля выражают непобедимое могущество, силу и военные доблести Яна III, а статуи Венеры, Юноны и Гереры над кабинетом королевы – достоинство прекрасного, плодовитости и супружеской верности.
Построенные в 1681–1682 годах трехарочные галереи с четырехколонными порталами в виде триумфальных римских арок, которые ставились в Риме и других городах Древней Италии в честь побед и военных успехов прославленных вождей, представляют собой метафорическое определение апофеоза, знак почтения и преклонения. Их символическое и аллегорическое значение подчеркивают использованные в скульптурном украшении мотивы военных трофеев, бюсты римских императоров и консулов, вазы с гирляндами и фруктами, а также находящиеся в архивольтах композиции Шванера, представляющие Триумф Яна III. Над входом в южную галерею, соединенную с апартаментами короля, находится медальон с изображением Геркулеса, представляющий собой олицетворение Яна III как славного монарха, победителя неприятелей, превосходного вождя и храброго воина, и одновременно символ античного мужества (Virtus Heroica).
|