В тогдашней резиденции Собеского не было еще крыльев, галерей и башен, но имелись два отдельных боковых флигеля, образующих стороны квадрата небольшого двора.
Помещичий характер резиденции, соответствующий сарматскому облику короля и существующему в те времена культу сельского образа жизни, был дополнен находящимся за усадьбой парком и расположенными ниже прудами.
Существование скромной резиденции Яна III – одноэтажной виляновской усадьбы с цветочно-овощным садом, не продолжалось долго. В период 1681–1682 годов в Вилянове был осуществлен второй этап строительных работ. Был надстроен полуэтаж главного здания с эркерами, построены садовые галереи и башни-сокровищницы. Расширение королевской резиденции шло вдоль линии, намеченной стенами дворца, постройка которого была начата еще Лещинским в середине XVII в.
Однако, вместо ширменных стен, планированных для соединения главного здания с башнями, были построены сквозные открытые садовые галереи с прямоугольными высокими башнями на кольцах, воздвигнутыми на восьмиугольных фундаментах.
Фасад главного здания монументально расчленен пилястрами и полуколоннами, поддерживающими треугольный фронтон со скульптурным украшением, изображающим солнечный шар в центре, фигуры трубящих Фам и фигуры амуров, держащих щиты с гербом рода Собеских. Наверху фронтона расположена статуя Минервы.
|