Украшающие садовые галереи фрески с эпизодами из «Энеиды» Вергилия и «Одиссеи» Гомера образуют согласно стилю барокко форму апофеоза короля и королевы.
Иллюстрация геройства Энея, храбрости, мудрости и хитрости Одиссея, а также верности жены короля Итаки – Пенелопы – это типичный для барокко намек на достоинства Яна III и Марысеньки.
Каждая из десяти сцен в стиле барокко объяснена латинскими строфами. В южной галерее фрески представляют последовательно: 1) Одиссея, выкалывающего глаз спящему Полифему, 2) Полифема, преследующего Одиссея, 3) Энея, прибывающего на судне в Италию, 4) Энея, борющегося с Гарпиями и 5) Одиссея, пирующего на острове Тринакрии.
В северной галерее содержание фресок следующее: 1) Одиссей, требующий от нимфы Кирки расколдовать превращенных в свиней товарищей, 2) Одиссей, не поддающийся пению Сирен, 3) Слепой певец Демодокус, поощряющий Одиссея к борьбе, 4) Одиссей, прибывающий в одежде бродяги к своей жене, Пенелопе. Эти фрески, выполненные в стиле барокко неизвестным художником, отреставрировал в 1845 г. итальянский художник М. Хиарини.
Особенно интересными декоративными украшениями главного здания дворца являются полихромные лепные композиции на обоих парковых эркерах, с севера и с юга. Первая композиция представляет глобусы неба и земли с размещенной посредине фигурой бога небес Урана, вторая композиция представляет трехциферблатные солнечные часы с фигурой Хроноса. Выполненные в 1684 г. по проекту придворного королевского библиотекаря в Виляиове, ксендза Адама Адаманта Коханьского.
Совершенно особыми элементами архитектуры дворца являются фасады обоих боковых крыльев со стороны двора.
Фасад южного крыла, выполненный по проекту Я. З. Дейбеля в 1729 г., носит типичные черты саксонской архитектуры первой половины XVIII века. Его расчленяют плоские лизены, которые связывают сегментные арки; посредине находится легкий выступ, композиционно выделенный пилястрами. Характерное для первой половины XVIII века пластическое оформление фасада дополняет восстановленный во время последней реконструкции дворца ажурно-панельный аттик, форма которого была типична для саксонских времен и творчества Дейбеля.
Парковый фасад северного крыла, выполненный по проекту Ф. М. Ланчи в 1847–1848 годах, продолжает традицию дворцовой архитектуры итальянского Возрождения. В центре фасада находится терраса, опирающаяся на четырех чугунных колоннах. Между окнами первого и второго этажа находятся гербовые картуши и вогнутые медальоны с бюстами владельцев Вилянова. Представляют они последовательно: Яна III и Марию Казимеру Собеских, Эльжбету Сенявскую, Августа II Саксонского, Софию и Августа Чарторыжских, Изабеллу Любомирскую, Станислава Костка и Александру Потоцких, а также их сына Александра.
|