В отличие от исключительно торжественного парадного характера фронтальной части дворца, решенной в духе зрелого западноевропейского барокко, выходящая в парк сторона проникнута атмосферой помещичьей усадьбы, из которой выросла итальянская вилла в стиле барокко.
Сарматское увлечение живописностью и богатыми колоритными эффектами находит свое выражение в существующей системе декорации этой части дворца: многоцветных резных панелях над дверями и часах, золотистых медальонах, росписях и т.д.
Центральным и выдвинутым на первый план элементом дворца со стороны парка является его главное здание, сохранившее массив первоначальной усадьбы, с угловыми эркерами и крутой четырехскатной крышей, из которой выступает надстройка третьего этажа с 1692–1694 гг. Галереи, расположенные по обеим сторонам главного здания и отодвинутые на задний план, в своей скульптурной композиции капителий и пилястров колонн, выражают влияние великого искусства Микеланджело, которому Лоччи сознательно подражал, заимствуя и перерабатывая архитектурные идеи и детали дворцов римского Капитолия.
Архитектурное оформление и богатое декоративное убранство парковых фасадов дворца связаны с композицией апофеоза короля и королевы, а также с желанием пластического представления объединенной под властью Яна III христианской Речи Посполитой.
На верхнем этаже центральной части здания расположены два позолоченные, подражающие античным медальоны с портретами владельцев Вилянова: Яна III и Марии Казимеры. Ниже их, между окнами полуэтажа, находится большая коллекция медальонов с изображением королей и героев прошедших веков, а еще ниже, между окнами первого этажа и на фасадах галерей – бюсты римских императоров и консулов, являющихся по мнению короля его идейными предшественниками.
|