Виляновский дворец, имеющий конфигурацию монументальной прямоугольной подковы, среднюю часть которой образует главное здание с галереями и башнями, а боковые – два крыла, представляет собой типичную для XVII и XVIII столетий загородную резиденцию в стиле барокко «entre cour et jardin» (между двором и садом).
Согласно стилю барокко фронтальные фасады главного здания характеризуются обоснованной презентабельным назначением дворца монументальностью, достигнутой благодаря нагромождению колоннад, величественным порталам, многочисленным аркадам, барельефам и статуям, благодаря единству пластики и колорита.
Фасады дворца обладают всеми чертами зрелого барокко с характерной для него светотеневой скульптурной обработкой стены, неразрывным образом сочетающей пластическое оформление с архитектурой, с типичным для барокко стремлением к размаху и пышности.
Пластическое оформление фасада центрального здания, галереи и башен заключает в себе апофеоз Яна III, Марии Казимеры и рода Собеских, восхваление побед и военных успехов короля-воина, а также античное понимание местонахождения наивысшей власти как «Резиденции суверенного императора».
Программное сравнение Вилянова с античным римским памятником подчеркивает умещенная в центре фронтального фасада дворца таблица с латинской надписью: «Quod vetus unbs coluit nunc nova villa tenet» (что древний город [Рим] чтил, сейчас новая вилла [Вилянов] имеет).
|