Обширный дворцовый двор, имеющий в настоящее время форму удлиненного прямоугольника, состоял в XVII и XVIII веках из двух частей, отделенных друг от друга низким железным ограждением с каменными воротами посредине: из хозяйственного переднего двора (avarit-cour) и дворцового парадного двора (cour d’honneur).
Настоящая форма двора с большим овальным газоном и фонтаном в центре существует благодаря изменениям, которые ввел в XIX веке Станислав Костка Потоцки и его внук Август.
К торцу здания южного крыла дворца прилегает бывшая Купальня И. Любомирской, которую построил в последней четверти XVIII столетия придворный архитектор Шимон Богумил Цуг и перестроил на жилой павильон в 1881 г. архитектор Потоцких, Леандро Маркони.
На продолжении Купальни в западном направлении находятся здания Дворцовой Кухни и Дворцовой Кордегардии (караульня), построенные вместе с Купальней архитектором Ш. Б. Цугом. На заднем плане Кухни и Кордегардии лежит узкий хозяйственный двор с отдельными входными воротами и живописным зданием конюшни с 1802 г., перестроенным в середине XIX века архитектором Ф. М. Ланчи. После проведенных в последнее время ремонтно-переделочных работ здесь находятся служебные квартиры работников музея, магазины и трансформаторная станция.
Северную часть двора окаймляет пергола по проекту Ф. М. Ланчи, достроенная в 1852 г. к торцу здания западного крыла дворца. В XIX веке она была в два раза длиннее, а стоящие в настоящее время на ее краях ворота были в то время посредине перголы. Ворота перголы, ведущие со двора в парк, украшает надпись – латинский стих Горация, воспевающий сельское одиночество, далекое от жизненных хлопот: «Ducere solicitae quam iucunda oblivia vitae».
Стоящий в северо-западном углу двора неоренессансный колодец построен Ланчи, который приблизительно в 1850 г. перестроил таким образом давний классицистический колодец Айгнера.
|