Нижняя северная Галерея, как и расположенная с противоположной стороны нижняя южная Галерея, уже от времени барокко исполняет роль постоянного звена, связывающего главное здание с боковым крылом.
Стены и плафоны галереи украшены открытой в последнее время под штукатуркой XIX века фресковой живописью, исполненной по поручению Яна III M. А. Паллони около 1688 г., с изображением истории Амура и Психеи по Апулею, начало которой представлено на плафоновых фресках в южной галерее. Их дополняют картины, расположенные на стенах напротив отверстий галереи, произведение Ю. Росси с первой половины XVIII века.
Цикл картин на плафонах представляет «Амура во Дворце Венеры», «Амура, освобождающего Психею от смертного сна», «Бракосочетание Психеи» и «Рождение Наслаждения». Картины разделены богатой лепной декорацией с соответствующими сценами, представляемыми купидонами.
Комплекс сохранившейся стенной живописи представляет с западной стороны: «Психею в храме Цереры» и «Психею под дверью дворца Венеры», а с восточной стороны: «Психею в храме Юноны», «Психею у подножия горы» и «Психею, получающую ящик от Прозерпины».
Кабинет со стороны двора, называемый также Кабинетом перед галереей, в XIX веке был помещением большой картинной галереи, созданной Станиславом Косткой Потоцким и его наследниками. Поэтому его потолок украшен характерной для эпохи полихромной декорацией с круглой картиной, изображающей аллегорию Живописи, исполненной Э. Вургером.
Вделанная в пол каменная плита с исполненной в бронзе надписью CUNCTIS PATET INGRESSUS (вход для всех открыт), напоминает, что художественная коллекция в Вилянове открыта для всего общества. В настоящее время Кабинет посвящен памяти основателя виляновского Музея – С. Костке Потоцкому.
|