В центре каждого фруктового участка были построены прямоугольные колодцы с дубовым укреплением, а в западной части участков – каменные декоративные пещеры.
Все оформление дворца и его окружения было создано Адольфом Боем из Гданьска, капитаном и королевским инженером. В основу планировки положен принцип симметрии, присущий стилю барокко. Ось симметрии проходила от въездных ворот через два внутренних двора, главное здание дворца, лестницу у подпорной стены к мосту через озеро и далее прямой дорогой к селу Завады. Продолжением этой оси в западном направлении являлся прямолинейный канал, проходящий к мокотовскому откосу Вислы. Единственным отклонением от регулярной, симметричной планировки королевской резиденции в Вилянове являлся фруктовый сад и фольварк, расположенный южнее дворца.
В саду была возведена Гора Бахуса, поросшая виноградником и увенчанная изваянием бога вина, построены оранжерея, теплицы для выращивания инжира и дом садовника; в фольварке построены голландский скотный двор, хозяйственные постройки и дом управляющего.
С севера королевская резиденция граничила с кладбищем и деревянным приходским костёлом, напротив которого по проекту А. Лоччи на средства короля было построено одноэтажное здание постоялого двора.
Ян Собеский, следя за строительством и оснащением резиденции, помнил также о благоустройстве деревни, в которой на свои средства строил жилые дома ремесленникам, работающим при дворе. Король думал не только о предоставлении крова своим подданым, но хотел, чтобы они жили в однотипных, красивых домах.
Дальнейшие, запланированные Яном III строительные, декоративные и парковые работы в Вилянове были прерваны скоропостижной смертью короля.
|