Давая оценку развитию и роли частных учебных заведений Польши, необходимо подчеркнуть, что:
значительная часть данных учебных заведений была создана в небольших и средних по величине городах, что расширяет доступ к образованию молодежи, проживающих в этих населенных пунктах;
негосударственные учебные заведения представляют собой альтернативу государственных вузов, что способствует возникновению конкуренции в сфере образования;
данные учебные заведения предлагают, главным образом, специализированное профессиональное обучение, являющееся ценным дополнением образования, предлагаемого государственными вузами;
в конкурсе при поступлении в негосударственные учебные заведения участвует сравнительно небольшое число кандидатов, что делает их доступными для выпускников средних школ со слабой подготовкой;
процедура создания негосударственных школ, отсутствие всеобщей и эффективной аккредитационной проверки, критерии отбора кандидатов и оценки студентов, нестабильный кадровый состав, а также другие факторы приводят к тому, что качество обучения в данных учебных заведениях вызывает множество нареканий, в связи с чем необходимо немедленно усилить государственный контроль над ними либо найти иные способы решения проблемы;
несмотря на все это, можно с полной уверенностью утверждать, что сектор негосударственных учебных заведений занял прочные позиции в системе высшего образования и представляет собой ценное дополнение государственных вузов, стимулирующее их дальнейшее развитие.
Спорным вопросом остается возможность продолжения образования бакалаврами с целью получения степени магистра. Учитывая традиционно высокую оценку польским обществом степени магистра, учебные заведения, готовящие бакалавров, делают все возможное для подготовки своих выпускников к продолжению образования и стараются привести в соответствие программы обучения на степень бакалавра с программным требованиям первых курсов академических вузов. В результате – вопреки первоначальному замыслу авторов закона – образование на степень бакалавра утрачивает свою профессиональную направленность.
Негосударственные учебные заведения Польши существенно отличаются друг от друга материальной и учебной базой (помещения, библиотеки, лаборатории), качеством предлагаемого образования. Наряду с сильными центрами, располагающими собственными зданиями, кадрами, мощной учебной базой и предлагающими великолепные условия обучения, существуют мелкие учебные заведения, функционирующие в арендованных помещениях.
|