Если под реформой понимать спланированную целостную системную перестройку высшего образования, целенаправленно проводимую в жизнь органами государственной власти, то следует признать, что такой реформы системы высшего образования в Польше не было и нет.
В то же время сложившаяся ситуация характеризуется следующим: изменением общественного спроса на высшее образование, стремлением части вузовских кругов к осуществлению реформ, а также использованием государством катализаторов преобразований - новых законов новых механизмов финансирования высших учебных заведений и иных элементов.
Преобразования в системе высшего образования стали ответной реакцией вузов на действие данных факторов и являются не чем иным, как проявлением стратегии приспособления. Эта стратегия вылилась в преобразования эволюционного характера, продолжительные по времени, весьма неоднородные и локальные. В этой ситуации чрезвычайно трудно оценить результаты преобразований по итогам года или в масштабах всей страны.
Рост числа студентов, не подкрепленный соответствующим финансированием, стал серьезной угрозой для качества обучения. Неравновесие, возникшее между количественными и качественными показателями в системе образования увеличивается и требует принятия эффективных мер системного характера.
Проект был представлен министерству народного образования а конце мая 1998 г. Однако, получил весьма критическую оценку и не был передан для обсуждения вузовской общественности.
|