Наряду с ведомственными аккредитационными учреждениями в научных кругах появилось немало инициатив, нацеленных на обеспечение качества обучения или его повышение (внутренние системы обеспечения качества обучения в вузах, советы деканов и т. п.).
Требование обеспечения качества обучения в вузах Польши имеет чрезвычайно важное значение, между тем, существующие до сих пор формы выдачи лицензий и аккредитаций, охватывающие в первую очередь динамично создающиеся частные учебные заведения, могут привести в тупик. Государство является гарантом дипломов, выдаваемых всеми учебными заведениями («государственный диплом»). Несмотря на это, оно не может обеспечить соответствующего качества обучения.
Попытки охватить высшие учебные заведения Польши всеобщей и эффективной аккредитационной системой не увенчались успехом. Альтернативой мог бы стать отказ государства от роли гаранта по отношению к дипломам частных учебных заведений, разрешение их деятельности без обязательного надзора со стороны государства, при одновременном предоставлении им права добиваться государственной аккредитации или аккредитации в представительствах научных кругов.
Массовый характер обучения всегда заключает в себе угрозу ухудшения его качества. Реакцией на это является обычно введение механизмов, обеспечивающих качество. Оба эти явления хорошо известны в странах, где высшее образование приобрело массовый характер.
|