Сложившаяся ситуация характеризуется следующим: изменением общественного спроса на высшее образование, стремлением части вузовских кругов к осуществлению реформ, а также использованием государством катализаторов преобразований - новых законов новых механизмов финансирования высших учебных заведений и иных элементов.
Их главным результатом следует признать растущий охват населения системой высшего образования, о чем свидетельствует не только достигнутый в 1998 г. уровень – 29%, но и разнообразие возможностей, предоставляемое высшими учебными заведениями как с точки зрения специализации и типа диплома, так и с точки зрения уровня обучения. У абитуриентов есть возможность выбирать вуз и форму обучения, отвечающие их потребностям.
Однако, рост числа студентов, не подкрепленный соответствующим финансированием, стал серьезной угрозой для качества обучения. Неравновесие, возникшее между количественными и качественными показателями в системе образования увеличивается и требует принятия эффективных мер системного характера.
В конце 90-х годов высшие учебные заведения оказались в неудовлетворительном финансовом положении, что объясняется прежде всего отсутствием эффективной системы финансирования высших учебных заведений в условиях выделения низких бюджетных ассигнований, а также отсутствием модели управления академическим заведением, обеспечивающей его эффективное и высококачественнное функционирование.
Условием дальнейшего успешного развития системы высшего образования является проведение системных преобразований, направленных на решение описанных выше проблем, а также создание новой модели государственного высшего учебного заведения. Это – в свою очередь – требует изменения законодательства. Законодательная инициатива, проявленная как вузовскими кругами, так и органами государственной администрации, свидетельствует о том, что и те и другие готовы к проведению преобразований и осознают их необходимость.
|