Общей тенденцией в организации процесса обучения при получении высшего образования в Польше является, прежде всего, отказ от излишне строгой структуры программ:
введение гибких систем обучения, т.е. введение групп факультативных предметов и возможности выбора преподавателей создание программных модулей, облегчающих мобильность студентов (вплоть до повсеместного использования индивидуального графика обучения);
введение межфакультетского обучения либо предоставление студентам возможности выбирать занятия из всего набора дисциплин в рамках данного учебного заведения, а не только из перечня, предусмотренного программой конкретного факультета.
Возможность взимать оплату за нестационарные формы обучения (заочное, вечернее, экстерном, в аспирантуре и др.) была использована вузами чрезвычайно широко. Развитие данных форм обучения на таких факультетах, как юридический, управленческий и т.п., достигло тревожных размеров.
Оплата за обучение для многих учебных заведений – особенно, для предлагающих обучение по специальностям, пользующимся популярностью – является значимым источником доходов, и именно доходы представляют собой стимул развития нестационарных форм обучения. В 1990/91 учебном году обучающиеся на нестационарных отделениях составляли 77,2% общего числа студентов, а в 1996/97 учебном году – лишь только 53,2%.
К числу платных форм относится также обучение в аспирантуре. По сравнению с 1980 г., число студентов, охваченных этой формой обучения, увеличилось почти в четыре раза и в 1996/1997 учебном году составило 58,8 тыс. Максимальный прирост в рассматриваемый период отмечался в экономических (355%) и сельскохозяйственных (302%) вузах и в университетах (287%); более медленными темпами увеличивалось численность слушателей аспирантуры студентов в технических вузах (127%).
|