Реформы в системе высшего образования в Польше продолжаются с 1990 г. Их началом принято считать утверждение Сеймом закона о высшем образовании и закона о научных степенях и званиях (сентябрь 1990 г.), а также закона о Комитете научных исследований (январь 1991 г.).
Преобразования, начатые в результате принятия данных законов, носили иной характер, нежели изменения, происходившие в других областях общественной жизни. Их суть заключалась не в законодательной проектировке новой модели системы высшего образования, а прежде всего в освобождении высших учебных заведений от оков юридического и административного контроля, предоставлении им академической свободы и возможности самим определять направление преобразований.
Такая стартовая позиция привела к тому, что сегодня невозможно говорить о поступательном движении реформ на примере всей системы высшего образования. Реформы осуществлялись неравномерно: там, где было стремление к переменам, преобразования начались уже давно и идут до настоящего времени, там же, где такого стремления не было, произошли лишь небольшие изменения. До сегодняшнего дня то, что для одних учебных заведений представляет собой давно пройденный этап, для других – революционное novum, к которому лишь начинают примериваться.
В данной публикации сведения, отражающие состояние системы высшего образования в 1998 г., представлены на фоне данных предшествующего периода, благодаря чему может быть дана оценка динамики преобразований.
|