Негосударственные учебные заведения, за которыми закон признает большую автономию, оказались в этом смысле в более благополучной ситуации. По общему мнению, управление ими более эффективно.
Совершенно очевидно, что высшие учебные заведения, распоряжающиеся общественными средствами, должны находиться под контролем. Однако существующая в настоящее время система контроля является несовершенной и неэффективной: вместо того, чтобы рассчитываться с вузом по результатам исполнения им возложенных на него задач, предоставив ему свободу в выборе способов их реализации, данная система накладывает жесткие ограничения на методы его деятельности, а контроль за исполнением предписаний возлагает на органы центральной администрации.
Анализ положения дел в области высшего образования, представленный выше, отмечает не только несомненные достижения, но и содержит немало замечаний, указывающих на возможные трудности, опасные и напряженные ситуации, идущие в разрез с намерениями законодателей. Значительная часть негативных последствий реформ объясняется несовершенством законодательных актов о высшем образовании. В связи с этим с 1990 г. идет процесс внесения изменений и поправок к законам, регулирующим деятельность системы высшего образования.
Закон о высшем образовании 1990 г., будучи новаторским в момент создания, вскоре оказался для наиболее динамично развивающихся учебных заведений фактором, тормозящим реформы. В первую очередь, это касалось положений, которые ограничивали автономность высших учебных заведений. На необходимость внесения поправок или изменений закона в вузовских кругах указывали практически с момента его принятия, однако в 1997–1998 гг. стремление к преобразованиям приобрело форму конкретных документов. Инициативы изменения законодательства исходили, главным образом, из двух источников: министерства народного образования и Совета ректоров польских вузов.
|