Начиная с 1996 г. в государственных высших учебных заведениях Польши отмечается положительные результаты финансовой деятельности (исключение составляют лишь медицинские академии), тогда как в предшествующие годы большинство из них ежегодно сталкивалось с дефицитом. Достижение положительных финансовых результатов, несомненно, явилось результатом более эффективного управления учебными заведениями Польши, а также роста уровня доходов, получаемых за счет дополнительных источников, прежде всего, за счет вносимой студентами платы за обучение.
Существенное изменение структуры доходов и расходов, отмечавшееся в системе высшего образования Польши в 1989–1997 гг., связано с увеличением учебной нагрузки вузов и уменьшением масштабов их исследовательской деятельности. Уменьшение доли расходов на исследовательскую деятельность в общей сумме доходов и расходов вузов выглядит драматически: в течение 7 лет она снизилось с 26,7% до 16,5%, т.е. фактически почти на одну треть. Другими словами, вузы в большей степени становятся учебными заведениями, а в меньшей степени – научно-исследовательскими институтами, что ставит под угрозу сам принцип сочетания обучения студентов с проведением исследований, являющийся сутью академического заведения.
При этом в 1996–1997 гг. реальная стоимость обучения в польских высших учебных заведениях в пересчете на одного студента снизилась приблизительно на 7%. Есть основания полагать что данное обстоятельство является не только результатом рационализации системы обучения, но и следствием недостаточного финансирования государственных вузов. Имело место снижение реальных расходов на одного студента с 1600 долларов США в 1991 г. до 1000 долларов США в 1997 г., тогда как в странах Западной Европы эти расходы колеблются от 2500 долларов США в Испании до 11 500 долларов США в Швейцарии.
Уровень расходов на обучение в негосударственных учебных заведениях (1980 злотых на одного учащегося в 1997 г.) ниже, чем в государственных вузах (6719 злотых). Совершено очевиден тот факт, что частные учебные заведения имеют более эффективное управление и предлагают обучение по тем специальностям, которые требуют сравнительно низких затрат. Однако, причины столь значительной разницы кроются также в отказе негосударственных вузов от ряда функций, осуществление которых является обязанностью высшего учебного заведения. Речь идет о научных исследованиях, качественных контактах на линии преподаватель-учащийся, учебной базе (библиотеки и т.п.). Одной из причин низкого уровня расходов является трудоустройство преподавателей в частных учебных заведениях на договорной основе.
|