Королевский замок был реконструирован в 1971–1988 гг. В реконструкции принимала участие вся страна. Замок и весь Старый город Варшавы по праву входят в список памятников мирового достояния человечества, составленный ЮНЕСКО. Реконструкция королевской резиденции вызвала большой интерес как в самой Польше, так и за рубежом. Создавались многочисленные комитеты помощи реставраторам. Музеям замка дарили ценные предметы – в том числе несколько вещей из коллекции короля Станислава Августа Понятовского, среди которых были две картины Рембрандта.
В августе 1569 г. польско-литовский сейм избрал Варшаву местом своего пребывания и проведения свободных королевских выборов. С этого момента началась активная реконструкция замка, который должен был удовлетворять требованиям и короля, и сейма. Все польские короли, начиная с Сигизмунда II Августа до Стефана Батория и его жены Анны Ягеллонки, посещали замок, чтобы заручиться поддержкой сейма.
Когда король Сигизмунд III Ваза принял решение о переносе столицы из Кракова в Варшаву, на месте бывшего замка князей Мазовецких началось строительство кирпичного замка. Итальянские архитекторы Джованни Тре-вано, Джакомо Родондо и Маттео Кастелли построили двухэтажный пятиугольный замок в стиле раннего барокко. Строительство продолжалось с 1598 по 1619 г. Позднее к замку были пристроены Большой двор, Малый двор, Гродзка башня и Новый дом Сигизмунда II Августа.
Замок не раз расширялся. В царствование Августа III Веттина со стороны Вислы к замку пристроили так называемое крыло Веттина. Интерьер выдержан в стиле позднего барокко, резные украшения выполнены Яном Ежи Плершем.
Во времена Станислава Августа Понятовского по проекту Доменико Мерлини была построена Королевская библиотека, разместившаяся во дворце «Под бляхой». До 1795 г., когда Польша окончательно исчезла с политической карты Европы, дворец был королевской резиденцией. Здесь же находился зал заседания депутатов. Во дворце заседал сейм, и здесь была принята Конституция 3 Мая.
Второй пристройкой ко дворцу стала Баччареллувка. Это крыло было названо в честь итальянского художника Марчелло Баччарелли, создателя первой школы живописи в Варшаве.
В 1818–1821 гг. ко дворцу была пристроена классическая открытая терраса, поддерживаемая изящными аркадами. Автором террасы стал польский архитектор Якуб бицкий. Подвглись реконструкции и королевские сады.
В 1939 г. германские войска сожгли дворец, а в 1944 г. взорвали руины. Послевоенная реконструкция завершилась лишь в 1988 г. Дворец был воссоздан таким, каким он был в половине XVIII в., когда фасад со стороны Вислы был выдержан в стиле рококо. Обстановка интерьеров дворца преимущественно оригинальная. К счастью, во время эвакуации замка в 1944 г. сотрудникам Национального музея удалось сохранить кое-что из мебели, резьбы по дереву, картин и обшивки внутренних стен.
О готической истории замка напоминают сводные потолки подвалов. На первом этаже обратите внимание на зал Каналетто, где выставлены пейзажи итальянского художника XVIII в. Бернардо Беллотто, вошедшего в историю под именем Каналетто. Самым красивым по праву считается Большой бальный зал с семнадцатью позолоченными колоннами и самым большим в Польше плафоном с росписью на мифологические сюжеты. В залах сейма и сената находятся картины Яна Матейко, в том числе и картина, изображающая принятие Конституции 3 Мая. На втором этаже обязательно осмотрите студию известного польского писателя Стефана Жеромского, кабинет первого президента Польши Габриэля Нарутовича и зал польского правительства в изгнании.
В великолепном Мраморном кабинете проводились знаменитые обеды по четвергам. Король Станислав Август Понятовский собирал за обеденным столом самых выдающихся деятелей польского Просвещения. Зал отделан цветным мрамором и украшен портретами польских королей работы Марчелло Баччарелли и Яна Богумила Плерша. Новый плафон – это копия оригинальной росписи Стефана Гарватовского и Яна Карчевского.
|