По инициативе краковского епископа Томицкого в университете начали преподавать римское право. Распространение знаний в области римской политической и юридической мысли имело огромное влияние на развитие дворянской идеи с ее демократизмом, чувством ответственности за государство и стремлением участвовать в правлении. Однако действительное участие римского права в польской юридической практике, особенно в аграрном праве и действии дворянских судов, было незначительным. Более существенную роль оно сыграло в городских судах, но их позиция в польской правовой системе была слишком слаба, чтобы влиять на порядок права в государстве.
Дворянство видело пользу в идее римских гражданских привилегий и права неприкосновенности собственности. Оно, однако, опасалось политических последствий введения римского права. Раньше дворянству угрожала зависимость от немецкого кесаря, наследника имперской власти, потом реальной угрозой стала крепкая правовая позиция власти короля. В абсолютизме дворянство усматривало угрозу для собственных сословных привилегий. Также хозяйство в Польше не было настолько связано с капиталом, как например, во Франции, чтобы оно стимулировало введение римского права. В тогдашней Речи Посполитой каждое сословие пользовалось своим правом. Равновесие между правами отдельных сословий сохранялось за счет столкновений их партикулярных интересов.
Развитие дворянской демократии при недостаточно сильной позиции Церкви способствовало распространению протестантских настроений. Сошлись они с критическим отношением к церковной католической традиции и желанием разъяснить сомнения при помощи единственного верного критерия — Библии. Кальвинизм укрепился среди части образованных и практичных магнатов, а также учившейся в заграничных протестантских университетах дворянской молодежи. У менее образованных кругов дворянства протестантизм вызывал чувство возможности сопричастия к метафизическим ценностям христианства, тогда как в католицизме на первый план выдвигалась в то время мораль, основанная на понятии добрых деяний.
Эта ситуация подтолкнула также тех, кто не изменял католицизму, не выдвигал требований радикальных перемен в каноническом праве. Постулат созвания поместного собора был выдвинут сеймом, во время заседаний которого послы пытались даже сочинить Credo, удовлетворяющее религиозные убеждения всех конфессий. Поместный собор не состоялся из-за несогласия папы римского.
Большая часть дворянства, ссылаясь на принцип свободы совести, требовала отмены церковных судов. Компетенции церковных судов дворянство считало прежде всего противоречащими правилам собственной независимости (Neminent captivabimus). Вьщающимися ораторами среди парламентариев были тогда протестанты: староста радзеевский Рафал Лещиньский, Хиероним Оссолиньский, Миколай Сенницкий и многие другие. Они выдвигали проекты постановлений, защищающие свободу совести. Немалую роль в создании вненаучных критериев для переоценки средневековой системы мышления и церковной традиции, сыграли ученые евоеи - преподаватели в европейских университетах, а также занимающие высокие позиции на магнатских и королевских дворах.
|