Объективность польских взглядов

Итак, испытанные в прошлом гонения встают в памяти, способствуя своеобразной изоляции польского мученичества: страдания поляков в известной степени отрываются от страданий других «народов Советского Союза», а таким образом и от страданий самих россиян. Неужели — как и евреи — поляки так охотно подчеркивали неповторимость, уникальность, исключительность только собственной жертвы? А в свою очередь в россиянах en bloc видели прежде всего виновников преступлений и редко — таких же жертв геноцида, жертв бесчеловечной коммунистической системы, воплощенной в жизнь особым «интернационалом», в котором не последнюю роль играли наши земляки (Дзержинский, Мархлевский)? За атеистический коммунизм ответственность приписывается почти исключительно россиянам — Обидчикам par excellence.

Нужно ли делать отсюда вывод, что польскими глазами трудно объективно смотреть на российские проблемы, что изведанная обида, а стало быть, врожденная травма довольно часто деформирует польское видение этой страны? Можно ли полагать, что страх, исторически объяснимое предубеждение по отношению к России, миф-стереотип извечного врага сверх меры искажают в нашем воображении очень непростую ситуацию, сложившуюся после падения коммунизма на востоке? Способны ли мы понять эту сегодняшнюю российскую смуту, это хитросплетение различных возможностей, откуда может вылететь как «светлый мотылек», так и «темная бабочка, грязной ночи племя» (Мицкевич)? Разве тот, кто придерживается старых представлений и застывших стереотипов, сможет различить, что в самой России является остатком международной коммунистической идеологии, что — продолжением царской имперской идеи, а что уже предвещает иную — также в будущем возможную — нетоталитарную действительность?

После 1989 года Польша видит шанс резкого поворота на Запад. Дверь в Европу открылась, страстное желание принадлежать латинскому миру овладело умами после полувека принудительной дружбы с восточным коммунизмом. Западничество, это известное польское пристрастие, влечет за собой отталкивание Востока. Однако психологический механизм в данном случае сложнее. Польша так сильно отталкивает Восток не только из-за любви к Западу. Накал страстей иногда является признаком внутренней борьбы. Ожесточенная антивосточная риторика прикрывает то, что мы боремся сами с собой. Ибо Восток — это, так сказать, плоть нашей плоти, непризнанная часть нашей души. Славянской ли души?

Но дело не только в общих славянских корнях русских и поляков, в особенности славянской ментальности, восхваляемой Гердером, а скорее в незаконченном процессе модернизации. Немецкие историки устанавливают что-то вроде разрыва Ost-West-Gefalle на Эльбе. Это значит, что развитие цивилизации на западе Европы пошло быстрее, чем на востоке. Следовательно, наша ментальность застряла на этапе — в сравнении с Западом — «первобытной» стихийности, спонтанности, если хотите, искренности, сердечности и т. п. Все это особенности, которые поляки разделяют с русскими. Ибо и полякам, и русским не хватает не только твердой школы протестантской, «мелкобуржуазной», даже мещанской рациональности, холодной деловитости, рассчитанного подхода, но и подхода честного, добросовестного в отношении повседневных обязанностей — то есть не хватает всего того, что с таким беспредельным отвращением описывает Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях».





Огни большого города

Ночная Варшава показывает уже другое лицо, не такое религиозное, как при свете солнца. Более 400 развлекательных заведений ждут гостей. От модных фешенебельных ресторанов до мрачнейших злачных мест, они разные как сама жизнь.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения