Отношение Лермонтова к восстанию

Вслед за Пушкиным расценивал польский мятеж как политическую интригу Запада, направленную против России, и М. Лермонтов в стихотворении «Опять народные витии...» (1834):

Опять народные витии,

За дело падшее Литвы

На славу гордую России

Опять шумя восстали вы.

Политическая направленность стихотворений Пушкина и Лермонтова против вмешательства Запада в «семейные» дела славян не исключила, однако, создания поэтами психологически негативного образа польских бунтарей. И именно в связи с популярностью в России имен Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Тютчева и др. уместно хотя бы вкратце рассмотреть механизм создания в их «польских» стихах стереотипа, который детерминировал образ мышления или поведения массового читателя.

В основе поэтического воплощения «польской темы» у названных поэтов лежит традиционная для любого этнического стереотипа оппозиция «мы-они». «Наше», позитивное, противопоставляется «чужому», негативному, как, например, у Лермонтова:

Да, хитрой зависти ехидна

Вас пожирает; вам обидна

Величья нашего заря;

Вам солнца божьего не видно

За солнцем русского царя.

На аналогичном противопоставлении строится эмоциональное воздействие у Пушкина: «кичливый лях иль верный росс» («Клеветникам России»), «Ваш бурный шум и хриплый крик смутили ль русского владыку?» («Бородинская годовщина»). Воспроизведение традиционного риторически доведенного до формулы противопоставления своего чужому, ориентация на мгновенный эффект публичного воздействия этого противопоставления определяет форму: ораторский монолог, прямое обращение к читателю, а также специфический набор символов, систему намеков и «беспроигрышных» исторических аллюзий. Например, у Пушкина в «Клеветникам России» содержится намек на прошлые победы русского оружия:

Иль старый богатырь, покойный на постеле.

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

…………………………………….

Иль русский от побед отвык?

«Измаильский штык» — это о взятии Суворовым в 1790 г. сильной турецкой крепости. И в «Бородинской годовщине» Пушкин обращается к Суворову, проводя историческую аналогию между поражением восстания и взятием Суворовым Варшавы в 1794 г.:

Восстав из гроба своего,

Суворов видит плен Варшавы.

Вострепетала тень его

От блеска им начатой славы!





Лицо Варшавы – воинственная русалка.

Сирена, согласно древней легенде, защищает город. Это мифическое существо как символ столицы Польши воплощено во все возможные материалы. Приехать из Варшавы без русалки – все равно, что в Тулу со своим самоваром.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения