Христианская аксиологическая основа более ранних русских кодексов была примером открытой юридической структуры. Их не отягощала излишняя казуистика. Они не отражали политической позиции общественных групп. Характерной чертой перемен было то, что право времен Ивана IV становилось орудием политики и служило созданию сложной административной структуры государства. Доказательством этого является кодекс 1550 года, подчиненный правилам внутренней политики. Он состоит прежде всего из экстренных элементов, заменяемых согласно переменам экономической и политической ситуации. Одновременно для публичной сферы действия времен царствования Ивана IV имели существенное значение такие акты, как публичная исповедь всего народа, царя в присутствии народа и покаяние.
Со времен падения Константинополя Москва унаследовала доктрину христианского государства. Хотя этому факту не сопутствовали научно-юридические трактаты, его глубокое понимание было видно среди московской элиты. Речи архиепископа Геннадия свидетельствуют о том, что цели и смысл существования Московского государства очевидны, они определяются церковными догмами, установленными Вселенскими Соборами. Ненужными тогда казались дополнительные умозаключения, оправдывающие существование Москвы как государства. Первыми умозаключительными трактатами, имеющими, однако, как справедливо замечает прот. Флоровский, эсхатологический характер, были письма Филофея.
Дальнейшую судьбу Антона Буховицкого удалось проследить только отчасти. Четыре года спустя в Ведомости, составляемой Вологодским полицмейстером, о нем написано следующее: «Хотя Буховицкий постоянно до 1856 года по нетрезвому своему поведению аттестован неодобрительно, но в настоящее время, по удостоверению городничего, он ведет жизнь скромную, занимается чтением книг и ни в каких предосудительных поступках не замечается; хлопочу о возврате его на родину». Хлопоты эти, однако, еще долго не могли увенчаться успехом. Последнее из найденных мною упоминаний об этом человеке датируется 1860 годом, что свидетельствует, что он еще, как минимум, четыре года находился под надзором полиции на Вологодской земле.
Как я уже говорил, поиски только начаты. Однако, во имя соблюдения регламента, я и из найденного сообщил только малую часть. Материала еще довольно много, и повествует он о показательных судьбах людей, оказавшихся на чужой земле и оставивших очень интересные для современного историка следы своего на ней пребывания.
Из этого следует, что с точки зрения преемственности идеи христианского государства русская Церковь сыграла решающую роль. Большие заслуги в этом были у архиепископа Геннадия и игумена волоколамского монастыря Иосифа. Они восстановили единый культурный образец, унаследованный от Византии, поддержали идеал созидательной роли Церкви в мире, что способствовало сохранению христианской доктрины власти и государства. Необходимо подчеркнуть также возрастающее значение для формирования мировоззрения на Руси исихастского течения.
|