В XVI веке Европу все еще волновали проблемы, которые возникли в связи с падением Константинополя и спорами вокруг церковной власти на Западе. Взаимоотношение религии, философии, политики, а с другой стороны соперничество таких центров человеческой общественности, как город и государство, Церковь и власть, стимулировали возникновение в разных регионах Европы особых культурно-цивилизационных организмов. В шестнадцатом столетии решающее значение приобрели общественные институты. Их присутствие или отсутствие, степень развития или сила идеи, позволяющей им осуществиться, определяли судьбы данного общества в следующих столетиях.
Институтом, который приобрел в Польше довольно значительный характер, была дворянская демократия, основанная на конституции Nihil novi. Она воспрещала предпринимать какие-либо решения в государстве без участия дворянства. Дворянская демократия определяла пути внутреннего развития (налоги, войско, хозяйство, элекция королей) и внешней политики (войны, унии, трактаты). Дворянство насчитывало тогда 8% населения государства х.
Другим решающим институтом был Краковский университет и свыше пятидесяти других учебных заведений, которые способствовали умозрительному подходу к осмыслению действительности, в том числе к этике, политике, церкви и вере. Сравнительно менее значительную позицию занимали тогда институт власти и Церковь. Польша с Литвой времен последних Ягеллонов — это большое, многолюдное, довольно богатое государство с известными достижениями в области науки. Реституция Краковской академии в 1399 году, благодаря постановлению королевы Ядвиги, сделала возможным образование молодежи на европейском уровне.
Университетская профессорская международная среда, гости краковского архиепископа Гжегожа — представители европейского гуманизма, а также образованные церковные иерархи и высокие государственные чиновники — такие, как Ян Длугош, Ян Остроруг — формировали общественное мнение дворянства Речи Посполитой. Печатные издания с 1473 года способствовали обмену мнениями.
|