Конфессиональный раздел

Сосуществование центробежных и центростремительных сил в пространстве определенной этногенетической общности — удел отнюдь не только славянства. В такой же мере это свойственно народам романского и германского миров. Точно так же это просматривается и в сфере конфессиональной. Объединяя народы духовно, христианство не смогло предотвратить политические конфликты, национальные распри, государственные притязания, равно как и личные амбиции правителей внутри самой христианской эйкумены.

Более того — на протяжении своей истории оно само распалось сперва на Восточную и Западную Церкви, а затем эта последняя раскололась на целый ряд реформаторских конфессий, что, неизменно накладываясь на светские сферы межнациональных конфликтов, дополнительно их усугубляло и распространяло. Внутренняя дифференциация христианства стала одним из существеннейших факторов культурно-исторической дифференциации народов Европы. И именно в их круге (а не в некоем этногенетически «своем», изолированном от межэтнической общности континента) также и для славян водораздел в общественно-политическом устройстве, культурно-правовом мышлении, философии, эстетики и самом менталитете стал пролегать не в плоскости национальной, а конфессиональной.

В отношении русских и польских соседей это означало принадлежность к разным культурным кругам (соответственно византинизму и латинизму, православию и католичеству), составляющим одну цивилизационную целостность христианской Европы. При всей межконфессиональной конфликтности круги эти не были взаимонепроницаемыми в силу самой первоначальной общности христианских ценностей и основанной на них универсальной (наднациональной) культуры Европы, точно так же как политика, экономика и культура не только разъединяли, но и соединяли разные народы и государства одного континента. Все это в достаточной полноте проецировалось на взаимоотношения русских (и шире — всего связанного с православием восточного славянства) и поляков.

Наряду с войнами и вопреки им в русском культурном самосознании хорошо известна та особой исключительности роль, которую сыграла Польша — ее культура, наука и словесность — для русских на протяжении ХVII века (как значительно раньше для украинцев и белорусов в силу самого их бытия в границах Польско-Литовского государства), когда при посредничестве польского барокко — еще до петровских времен — началось вхождение Московии в западноевропейскую современность. Сформировавшиеся тогда связи (коренящиеся в предшествующей традиции) заложили основы такого культурного взаимодействия, которое с разной степени интенсивности просматривается вплоть до нашего времени (достаточно вспомнить роль польской литературы, кинематографа, музыкального искусства, наконец, самой моды у нас со времен оттепели).






Бельведер

Варшава – одна из европейских столиц, это признано еще до вхождения Польши в состав Российской Империи. Шопен – постоянный гость Бельведера. Он давал здесь концерты также и для русских генералов.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения