В марте 1794 года генерал Костюшко поднял восстание на юге Польши. Несколько одержанных побед воодушевили поляков. На рассвете 5 апреля 1794 года в Варшаве началось избиение спящих русских солдат. Шедший из церкви безоружный батальон Киевского полка был почти полностью вырезан на Подвальной улице. К горожанам вскоре присоединились польские войска.
Главные бои развернулись на улицах Медовой и Краковское Предместье, где шли артиллерийские перестрелки. Король умолял русских уйти из города, а варшавян - выпустить их, но его никто не слушал. Русские батальоны не имели связи и не знали где свои, а где враги. Солдаты мужественно защищались, но были вынуждены отступать под огнем с крыш и из окон. Лишь половине из восьмитысячного гарнизона удалось выбраться из Варшавы. Около двух тысяч погибло, столько же попало в плен. На Пасху, когда пленных водили по улицам, некоторые из них были растерзаны толпой.
На подавление восстания был послан Суворов. 24 октября он штурмом взял правобережную часть города Прагу. Польские войска, прижатые к Висле, были обречены: с ними сражались батальоны, полгода назад вырвавшиеся из Варшавы и не бравшие пленных. С другого берега горожане в ужасе наблюдали за уничтожением своей армии. Через пять дней русские войска вступили в капитулировавшую Варшаву, освободив много пленных.
После этого Польша исчезла с карты – в 1795 ее разделили между собой Австрия и Пруссия. Екатерина II, получив украинские и белорусские земли, предпочла не иметь под своим скипетром столь воинственный и враждебный народ. Суворовские войска, однако, стояли в Варшаве вплоть до начала 1797 года. Станислав-Август, все свое царствование метавшийся от одной стороны к другой, последние годы жизни провел в Петербурге.
|