После отъезда императора отношения поляков и русских особенно обострились. Константин Павлович даже распорядился, чтобы русские военные не входили в костелы и не проходили рядом с ними.
По городу распространялись слухи о предстоящей резне русских. Семьи офицеров собирались на ночь в двух-трех домах, где сидели до утра. Когда же Николай I заявил о намерении отправить польскую армию на подавление бельгийской революции, заговорщики решили выступить.
Вечером 17 ноября 1830 года группа польских прапорщиков ворвалась в Бельведерский дворец. Они убили похожего на цесаревича генерала Жандра и поднявшего тревогу полицмейстера Любовицкого. Константин Павлович успел спрятаться. После этого в городе началось восстание, толпа грабила арсенал и кабаки, открывала тюрьмы. Польские офицеры и генералы, отказавшиеся нарушить присягу и примкнуть к восстанию, были растерзаны толпой.
Русские полки стянулись к Бельведеру и всю ночь простояли в ружье. Растерянный цесаревич посылал в город офицеров, но их захватывали, а полковника Засса зарубили. Войска стояли на окраине города, не имея продовольствия, из польских частей с ними остался лишь один конно-егерский полк. Через три дня цесаревич согласился уйти из Польши, выговорив возвращение поляками семей русских военных, оставшихся в Варшаве. Его отряд до Бреста сопровождала на отдалении польская кавалерия.
Схваченных во время восстания русских мужчин поляки не выпустили, и многие из них были убиты во время террора, бушевавшего в Варшаве в конце восстания. Известно несколько подобных случаев: офицер Кетлер был зарублен, полковница Брюханова повешена. Настоятель единственной приходской православной церкви протоиерей Новицкий был чудом спасен сербским купцом Добричем.
Вскоре революционное правительство низложило с польского престола Николая I, сделав войну неизбежной. В Польшу была направлена русская армия под командованием фельдмаршала Дибича. В феврале 1831 года под деревней Грохов на восточной окраине Варшавы польская армия была разбита. Однако, осторожный командующий не воспользовался успехом, и кампания затянулась. Вскоре умершего от холеры Дибича сменил вызванный с Кавказа фельдмаршал Паскевич. Он повел дело решительнее и 25 августа после кровопролитного штурма взял Варшаву. Главари восстания бежали за границу, и через месяц во всей Польше была восстановлена русская власть.
|