Пшемек Островский, 26 лет, IT-специалист в крупной консалтинговой фирме Лондона, уверен, что о хорошем жизненном старте на родине его сверстники могут пока только мечтать. Несмотря на глубокую интеграцию Польши в Европейский Союз, «еврооптимистов» в стране все меньше. Эйфория первых лет после вступления в ЕС проходит с глубоким осмыслением реальности.
Он, как и многие молодые поляки, хорошо помнит процесс перехода к этой самой реальности. Учительница в школе уже не доставала коммунистическими учениями и русскими песнями. Люди вдохновлялись идеей «Свободной Польши»…
С начала 90-х остались противоречивые воспоминания: первый МакДональдс на улице Свентокшиской («Святого Креста»), компьютерная биржа на ул. Гжибовской, пиратские диски и нелегальные рынки запчастей. Драки «район на район», сербов с хорватами, политические баталии посткоммунистов с католиками. Вся жизнь казалось борьбой, и нигде не было спокойствия.
«Поколение Х», к которому относит себя Пшемек, уже до вступления Польши в НАТО поняло, что без знания иностранных языков, волонтерской практики, хорошего образования и тяжелой работы ни о каком будущем нельзя даже помышлять. Айтишник не планировал уезжать в Англию, но большинство его оставшихся знакомых так и работали на закрывающихся предприятиях, другими словами, сидели на шее у родителей.
В 2004 году открылась граница и новые перспективы. Одновременно с миллионом других поляков Пшемек поехал в Великобританию: «мой дядя говорил тогда, что если жизнь не дает шанс, надо создавать его самому». Так и получилось. Работа в лондонском Сити, свободное время на хобби и новых друзей. Таких возможностей, как здесь, в Польше не будет еще очень долго, уверен он.
Но любимая работа по специальности была добыта только на второй год. До этого были кофейня Старбакс, сверхурочные в барах, десятки неудачных резюме и собеседований, место на рецепции в банке, подработки на рекламных акциях и рок клубы со скидкой.
«Когда-то я, может быть, вернусь в Польшу вместе с теми, кто уехал в первые годы членства в ЕС, кто клюнул на сладкие обещания и был обманут двойными стандартами, нетерпимостью к иностранцам и мошенничеством политиков. Но наше время еще не пришло», - говорит герой нашего времени.
|