В Королевских Лазенках (ul. Hankiewicza 1 pok. 0103, 02-103 Warszawa) с 16 июня по 31 августа 2008 г. проходит выставка работ контроверсийного автора. Вечный странник, неисправимый авантюист, сфокусировавший лучшие стороны польской эмиграции, писатель, по собственному призанию, так и не нашел себя в этом мире.
Анжей Бобковски (1913-1961) – новеллист и эссеист, почти всю взрослую жизнь провел за границей. Жил во Франции, затем в Гватемале. Единственную книгу «Очерки перышком» опубликовал Литературный Институт в Париже в 1957 г. «Это одна из важнейших книг, когда-либо опубликованных институтом. И это не только с точки зрения литературных достижений, но особенно в области рефлексии той политической ситуации, которая царила в послевоенные годы», - подчеркнул Ежи Гедройц. Бобковски проявил себя и как дратург, его пьеса Черный Пес (1959) - среди многих эссе, рассказов, новелл и очерков, раскиданных по разным издиниям. Произведения автора нашли выражения не только на строницах лондонских Новостей и парижской Культуры, но и в родной прессе. В 1970 г. Польские и Французские работы были объединены под обложкой COCO DE ORO, выданной Литературным Институтом.
В 2001 г. издано избранное, книга Утолщенная мозаика. 2003 г.: выходит перепистка А. Бобковского с Анелей Мечиславской, издательство Ruta. В последние годы в Bibliotece Więzi вышли «Из дневника путешественника», «Письма к Тимону Терлецкому и Рассвету». Ожидается выход полного собрания сочинений.
Большая часть выставки посвящена жене Хулигана, Барбаре, в девичестве Биртусовой. Именно она начала собирать записи мужа, посылая их в Maisons Laffitte. Тщательно собирая переписку, вечная спутница Боба (так прозаика величали друзья) объединила в коллекции наследия мужа корресподненцию Т. Терелецкого, М. Грыдзевского, К. Вежыньского, и прежде всего Казимира Гедройца. Значительная часть экспозиции затрагивает творчество времени клуба аэромоделистов, это «Черный пес», «Лурдес», эссе «Czapskiego Querido Bob» и другие проихведения.
Барбара утверждает, что они с мужем были одним целым. Она всегда была его тенью, его огромной любовью и опорой. По словам Е. Гедройца, это было идеальное замужество: «она заботилась о нем, он о ней, они были предназначены друг для друга».
Выставка реализована при поддержке Министерства Культуры и Национального Наследия. Организована Обществом надзора над Архивом Литературного Института в Париже совместно с Музеем Польской Эмиграции имени Игнация Яна Падеревского.
Тедефоны: 0-22 824 38 00, 0 501 157 952
23 июня 2008 г.
|