Зал Соломона расположен в северной части Дворца; это был главный зал королевской резиденции. Построенный на плане квадрата, он открывается на Ротонду широкой полукруглой аркадой, по обеим сторонам которой установлены два камина; они украшены барельефными изображениями спящего Ахилла и Афины Паллады.
Баччарелли украсил росписью потолок с глубокими фасетами и боковые стены; ее уничтожил пожар в 1944 году. Это были сцены из жизни библейского царя, мудрого Соломона. В плафоне был изображен юный Соломон, мечтающий о величии. Спящего, его окружали Слава, Фортуна и Мудрость. Этим трем благам, полученным от бога, соответствовали сцены, изображенные на карнизе. В центре – Соломон с Хирамом, царем Тирским, раздумывающие над строительством Иерусалимского храма. По бокам – «Посещение Соломона царицей Савской» и «Соломонов суд».
На боковых стенах висели две большие картины: «Освящение Иерусалимского храма» и «Жертвоприношение Соломона».
Сооружение Иерусалимского храма – этот мотив заключал в себе намек на деятельность самого Станислава Августа, короля-строителя. Жертвоприношение языческому божеству, к чему Соломона склонили его жены, было как бы оборотной стороной предыдущей сцены и тоже содержало намек, хотя и горький, на обстоятельства жизни короля.
Под видом Соломона Баччарелли написал портрет Станислава Августа. Остальные персонажи картины – это лица из ближайшего окружения короля.
Единственный уцелевший фрагмент стенной росписи, созданной Плершем, – щит над дверью с изображениями дельфина, саламандры и павлина, олицетворяющими стихии; лев, символизирующий четвертую стихию, – землю, является реконструкцией.
|