Входя во Дворец, мы проходим мимо четырех коринфских колонн к фасаду бывшей купальни Любо-мирского, декор которой во времена Станислава Августа не подвергался значительным изменениям.
Над дверью на барочном картуше надпись: Наес domus odit tristitias, amat pacem, fundit balnea, commendant; rura et optait probos (этот дом ненавидит печаль, любит мир, предоставляет омовение, предписывает сельскую жизнь и желает принимать людей достойных). Надпись, сделанная маршалом Любомирским, говорит о первоначальном назначении павильона. Над картушем – изображения двух сфинксов, являющихся символом мудрости и телесных утех. По бокам находятся два медальона. На правом можно прочесть надпись: Frons serena vox sincera genius habitantis (спокойное чело, правдивый голос – таков дух обитателя). Солнечный лик символизирует «спокойное чело», о котором говорит надпись, а арфа – «правдивый голос».
На левом медальоне надпись стерлась, но о ее содержании можно догадаться по изображению жезла Меркурия, символа гармонии и примирения. Впрочем, солнце и лира могут быть поняты также как символы Аполлона, или поэзии, Меркурий же – символ красноречия.
Таким образом, уже у входа раскрывается смысл «Гипокрены», источника, бьющего внутри павильона – символа поэтического вдохновения. В орнаменте, покрывающем фасад, повторяется мотив раковины; в годы Станислава Августа этот мотив украсил также и боковые стены портика. К тому же времени относятся изображения грифов над боковыми дверями, опирающихся лапами на вазы. Потолок украшен плафонами с королевскими инициалами SAR и датой окончания строительства – Anno MDCCLXXXIV (1784).
|