Из Столового зала мы переходим в единственное помещение, которое совершенно не пострадало от пожара – Ротонду, круглый зал в центре здания, освещенный сверху через окна башенки, венчающей свод.
Во времена Любомирского именно здесь находился искусственный грот с фонтаном. Перестройка в станиславовские времена полностью изменила характер некогда барочного интерьера; строгое архитектурное оформление, отделка стен желтым, серым и белым искусственным мрамором придали ему достойный и величественный вид. В нишах установлены четыре мраморных статуи великих польских королей – Казимира Великого (произведение Мональди), Си-гизмунда I, Стефана Батория (оба – Лебрена) и Яна III Собеского (Пинка); над дверью помещены три бюста римских императоров – Тита, Траяна (произведения Лебрена) и Марка Аврелия – копия античных скульптур (XVIII век).
По обеим сторонам бюстов сидят купидоны работы Риги. Латинская цитата из Х книги Лукиана; «Utile mindo editi in exemplum» гласит, что эти статуи «поставлены на пользу миру и в качестве образцов». Свод украшен росписью Плерша, представляющей четыре времени дня. Она была обнаружена лишь сравнительно недавно, так как во времена Станислава Августа ее прикрывали тондо Баччарелли, которые больше подходили к характеру зала. Фигуры, изображенные на них, олицетворяют четыре добродетели: Марс – мужество, Минерва – мудрость, Фемида – справедливость, Климентия – милосердие. Богу войны Марсу художник придал черты Станислава Августа.
Картины Баччарелли сохранились, но несколько лет тому назад их сняли; тогда и была открыта роспись Плерша, кстати, немало пострадавшая от современного отопления Дворца. В настоящее время картины Баччарелли находятся на выставке реставраторского искусства на втором этаже Дворца. Ко времени Станислава Августа относятся мозаичный пол из разноцветного, преимущественно польского мрамора и пятисвечные деревянные позолоченные светильники над нишами.
Осматривая этот интерьер, обратим внимание на орнамент из искусственного мрамора – образец высокого декоративного искусства, свидетельствующий одновременно о тонком художественном вкусе короля – большого знатока и ценителя искусства.
|