На поперечной оси зала находятся, с одной стороны, ложа для оркестра, а с другой – выход на галерею с колоннадой. Стену ложи украшают зеркала и стенная роспись, а в верхней части барельефы.
С правой стороны ложи – барельефное изображение Геркулеса и его жены Деяниры, с левой – Аполлона и Дафны. В обеих сценах мифологическим патроном зала сопутствуют женские образцы – этим Станислав Август хотел, очевидно, подчеркнуть роковую роль женщины; ведь Дафна знаменует поражение Аполлона, а Деянира – страдания и смерть Геркулеса.
Оба барельефа принадлежат, по всей вероятности, Лебрену. Находящиеся над ложей часы, поддерживаемые двумя купидонами, – работа итальянского мастера Риги, а голова Хроноса, бога времени, – Джаккомо Мональди. Этой скульптурной композиции соответствует на противоположной стене герб Речи Посполитой, тоже поддерживаемый купидонами (работа Риги).
Стены, отделанные под белый мрамор, украшены симметрично расположенными вертикальными панно, написанными Плершем темперой по искусственному мрамору и представляющими собой своего рода декоративный гротеск. Они обнаруживают сходство с картинами Леонардо да Винчи в Ватиканских лоджиях. Их содержание связано с общей философской идеей оформления зала.
Стенная роспись у ложи и входа на галерею представляет стихии. С левой стороны – «Воздух» в виде дующих зефиров и павлинов, с правой стороны – «Огонь» в виде громовержца Зевса с молниями, дракона и бога огня Гефеста с наковальней. У входа на галерею – «Вода» в виде тритонов, морских коней и дельфинов, справа – «Земля» в облике богини охоты и плодородия Дианы.
|