Третий музейный объект Лазенок – Старая оранжерея, большое здание, построенное на плане подковы у подножья холма. Главный, южный фасад, члененный пилястрами и аркадными окнами, отличается классической простотой.
Большие окна освещают продолговатый зал; это собственно оранжерея с цитрусовыми деревьями. К главному корпусу с северной стороны примыкают два флигеля. В западном находились жилые помещения для прислуги и комнаты для гостей, в восточном, значительно более широком флигеле, помещался театр. Здание построено в 1786–1788 гг. по проекту Мерлини.
Наиболее эффектной частью интерьера является, несомненно, театр. К счастью, он не пострадал во время войны и является сегодня одним из немногих сохранившихся в мире памятников придворного театра XVIII века. Зрительный зал, который мог вместить двести человек, с балконными ложами, разделенными парами пилястр, между которыми стоят женские статуи, поддерживающие подсвечники, оформляли Лебрен, Мональди и Пьетро Стаджи. Потолок украшает круглый плафон работы Плерша с изображением Аполлона на колеснице в окружении гениев. В этом нетрудно угадать намек на Станислава Августа – покровителя искусств. Обителью муз должны были быть, конечно, Лазенки, на что указывает картина Плерша на театральном занавесе, на которой изображен Парнас с музами и Аполлоном на фоне Лазенок.
К сожалению, в эпоху Царства Польского этот занавес был заменен другим. В углах плафона видны медальоны с портретами великих драматургов – Софокла, Шекспира, Расина и Мольера. Над карнизом живописец изобразил ряд лож, заполненных публикой в костюмах XVIII века. Среди характерных типов – бритоголовый шляхтич с пышными усами в старопольском кунтуше и модный франт в парке и французском фраке. Художником, написавшим эту декорацию, был Плерш; им выполнен также герб Речи Посполитой, поддерживаемый гениями, над сценой. Роспись сделана так искусно, что производит впечатление барельефа.
|