Не сохранилась мебель, находившаяся в Бальном зале. Теперь тут стоят стенные лавки в классическом стиле. Мраморный бюст Афины Паллады, выполненный по заказу короля итальянским мастером Дж. Альбачини около 1784 года, представляет собой копию античной скульптуры, хранящейся в Ватиканском музее.
Второй мраморный бюст – Аполлон; это образец польской скульптуры эпохи классицизма (вторая половина XVIII). Он был специально закуплен для Дворца Лазенковским музеем, как и канделябры в виде цветочных ваз, установленные на балюстраде ложи для оркестра; это польское изделие конца XVIII века. Стоящая в ложе ширма, по всей вероятности тоже польской работы (середины XVIII века), взята из собраний Национального музея.
Из Бального зала мы переходим в небольшой Портретный кабинет, созданный, очевидно, в результате расширения купальни в 1788 году. Стены кабинета, обитые зеленым шелком, сплошь завешены картинами. Станислав Август, страстный коллекционер произведений искусства, хотел в своей резиденции создать большую картинную галерею. Предназначенные для этой цели помещения не нуждались, конечно, в богатом архитектурно-скульптурном оформлении. Для картинной галереи были отведены помещения в северной части нижнего этажа, где было наиболее выгодное для этого освещение. Это расположенные в амфиладе Портретный кабинет. Зал Соломона и Картинная галерея.
При жизни короля в первом из этих помещений, называемом тогда Комнатой при Зале Компании, висели картины разной тематики. Польские портреты появились здесь позже, во времена русского владычества, их перенесли сюда из других помещений. Сегодня в Портретном кабинете находятся портреты членов семьи и людей ближайшего окружения Августа II. Большая часть портретов написана художниками М. Баччарелли, Пером Крафтом и А. Маньоки.
|