В результате строительства канала в северной части парка возникла новая композиция нерегулярного стиля, что соответствовало моде на сады английского ландшафтного типа. Центром композиции стал королевский особняк, который возвышался над гладью озера и был хорошо виден с севера и юга.
Эту сильно подчеркнутую ось композиции оживлял остров, на котором росли старые деревья и была устроена сцена с постоянной декорацией в виде скалистого грота; напротив острова был сооружен насыпной амфитеатр, прикрытый полотняным тентом. Это было временное решение; уже в 1784 году король думал о строительстве каменного амфитеатра. Этот театр под открытым небом мог вместить гораздо больше зрителей, чем Малый театр. На его сцене ставились балеты и пантомимы, а после спектаклей гости могли перейти в танцевальный зал в построенном для этой цели в 1786 году Турецком доме. Он стал недалеко от Амфитеатра на полпути к Мыслевицам. Это было деревянное здание с турецкими декоративными элементами и великолепным классическим интерьером, достойным королевского дворца, построенное по проекту Камзетцера. Турецкий дом был разобран в середине XIX века.
В 1786–1788 гг. на западной окраине парка, в полукруге у подножья холма, была построена Большая оранжерея (сегодня – Старая оранжерея) с театром в одном из флигелей. Этот театр, запроектированный архитектором Мерлини, со зрительным залом, оформленным Плершем и украшенным скульптурами Лебрена, сохранился в малоизмененном виде до наших дней, являя собой великолепный образец стиля Станислава Августа – характерной разновидности классицизма, сложившейся под влиянием личных вкусов короля.
|