Части освободительной армии заняли левобережную Варшаву 17 августа 1945 года, хоть правобережная Прага была занята уже 14 сентября 1944 года. За ними в разрушенный и опустошенный город вернулись и просоветские польские власти. В первой половине 1945 года Варшава представляла собой 20 миллионов кубических метров руин, содержащих 100 тыс. мин и неразорвавшихся снарядов.
Положение о восстановлении Варшавы в качестве столицы Польши принято 3 июля 1947 года, когда Установочный Сейм принял соответствующее положение и был создан координационный центр Главный Совет Восстановления Варшавы. Население массово возвращалось в столицу. Репрессии НКВД и органов безопасности сделали возвращение многих военнослужащих Армии Крайовой невозможным. Довоенная демократично избранная «Рада столичного города Варшавы» была заменена Национальной Радой (Советом), состоящей из коммунистов. Президенты Варшавы также были партийцами.
Восстановление
В 1945 году создан Объединенный Фонд Восстановления Столицы. Принимая во внимание значительные разрушения военного времени, обсуждался вопрос о временном, а поздней о конечном переносе столицы государства в Краков, Лодзь или Познань. Но при изучении культурного, исторического, аспектов и географического расположения такие задумки были откинуты. 14 февраля 1945 года открыта «Администрация восстановления столицы» (BOS). В то время основу этой организации составляли архитекторы, бывшие под значительным влиянием довоенного авангарда, их взгляды отличались радикальностью и граничили с коммунизмом. Все это воплотилось как в новом градостроительстве, так и в поспешной разборке архитектурных памятников, которые во многих случаях еще можно было спасти. В соответствии с отчетом, который представил архитектор Юзеф Сигалин, целый тираж которого (10 тыс. экземпляров) в 1948 году был уничтожен по распоряжению властей, была возможность восстановления города по традиционным законам довоенной Варшавы.
Администрация восстановления столицы (BOS), находясь по контролем коммунистической партии, избрала противоположный вариант, опирающийся на т. н. социалистический реализм. Это направление отличалось просторным планированием (крайний функционализм) и характеризировалось отрицанием «капиталистического» планирования городской застройки, к которому был причислен довоенный план Варшавы. Новое городское устройство было полностью подчинено советской политике. Так, согласно декрету «Берута» от 26 октября 1945 года «О собственности и пользовании землей на территории столичного города Варшавы» городская земля национализирована. Благодаря сопротивлению многих высокопоставленных поляков, например Яна Захватовича, все-таки удалось сохранить множество памятников архитектуры, не допустив окончательного разрушения объектов, представляющих историческую и культурную ценность.
К 1952 году под управлением более 1400 специалистов всех областей, входящих в состав BOS (архитекторы, урбанисты, социологи, экономисты, юристы и т. д.) вновь возведены Старый Город, Краковское Предместье и Новый Свят, а также частично улицы Медовая, Длинная и Сенаторская вместе с Театральной и Банковской площадями. Однако во многом эти объекты соотносились с довоенными аналогами только фасадом, часто новые здания не имели ничего общего с тем, что находилось под этим названием раньше. Кроме прочего, Старый Город стал единственным в мире примером строительства архитектурного комплекса по его историческим планам. Бесценными достижениями были сохранение панорамы города и пейзажей (заслуга еще Бернардо Белотто). В 1947 – 1949 годах проложена дорога W – Z с тоннелем, проходящим под улицей Медовой и Краковским Предместьем. Последним значительным этапом восстановления Варшавы был Королевский Замок. С этой целью в 1971 году по инициативе Станислава Лоренца был создан комитет восстановления Замка.
Сегодняшняя Варшава представляет собой город, далекий по своему виду от довоенного. Только некоторые районы сохранили свой довоенный характер, а новый урбанистический план далек от простого восстановления разрушенного за войну. Транспортные коммуникации проложены в совершенно других направлениях, а многие крупные довоенные улицы сегодня остались на периферии. Изменилось также предназначение разных фрагментов города. Даже архитектура тех зданий, которые были отреставрированы, или построены по-новому, отличается от прошлых. Фасады зданий, признанных архитектурным наследием, стилизованны под другие эпохи, сами сооружения часто отличаются количеством этажей, либо восстановлены частично, а видам кварталов не достает законченности (изменение подъездных транспортных коммуникаций, резкое контраст столкновения соседних домов и кварталов).
Бесспорно, город утратил свой былой характер, однако теперь Варшава является одним из крупнейших транспортных узлов в Европе. Не стоит принимать во внимание плохое состояние дорог и развязок с перекрестками. Современная, приносящая несомненную пользу планировка улиц центра города (Сьрудмейсце) была возможна только благодаря окончательному разрушению многих уцелевших зданий. В послевоенное время было разрушено много сооружений, подлежащих ремонту.
|