Геометрия пространства должна была гарантировать, что в общественной структуре города повторится та же гармония и пропорции, что и в архитектуре, которая является искусством организации пространства, ближайшего окружения человека, инструментом межличностных реляций.
Упор делался на глобальные урбанистические решения, проектирование жилья, планировку пространства города – все это должно было стать элементом общественного действа, служить возникновению новых отношений.
Социалистический реализм в Польше – это «этикетка» новой культуры. Новое искусство пропагандировало идею глубоких ценностей, до которых художник должен добраться и «задокументировать» в своем произведении.
Для нового стилевого направления характерно сочетание монументальности и выразительности, геометризация основных членений фасада, декоративные акценты, внимание к материалу. Вопрос определения этого стиля требует отдельного глубокого исследования. Предпринятое исследование не ставило целью терминологическое определение данного стилевого направления. Разные исследователи называют его по-разному: «модернизированный неоклассицизм», «тоталитарная неоклассика», мы же использовали термин «социалистический реализм».
Анализ тенденций в послевоенной варшавской архитектуре и урбанистике приводит к выводу, что весь комплекс проблем, повлекших за собой конфликты в среде специалистов, можно разделить на несколько групп.
Во-первых: расхождение во мнении относительно генерального плана Варшавы, идея «тотального проектирования», символизация акта реконструкции, оперирование числовыми величинами.
Вторая группа проблем связана с восстановлением исторической застройки, вопросами аутентичности памятников.
И третья – конфликт достаточно сильной функционалистической школы с новыми принципами градостроительной практики – это конфликт творческих приоритетов и концепций.
|