Идея прогресса побуждала создавать гипотетические картины будущего блаженства. Предметом этих картин явилось устройство общества, выраженное в категориях отношений классов и социальных групп.
Развитием этой идеи явилась деятельность Э. Говарда и его труд «Города-сады будущего». Альтернативу крупным городам он видел а так называемой кооперативной цивилизации, где малые общины складываются в децентрализированное общество.
После Первой мировой войны появляется идея строительства новой жизни средствами искусства. Ведущая роль отдавалась архитектуре как социально-ориентированному искусству. Германский архитектор Бруно Таут придерживался образа аполитичного социализма, как идеального братства людей. Серия его работ «Корона города» являет собой рисунки идеального города с поднимающимся над ним центром – символом мирового древа.
Произошло суммирование идей, характеризующих архитектуру как некую силу, стоящую над обществом. Многим в это время казалось, что архитектура, развивающаяся по своим законам, может активно формировать и Направлять общественные процессы, что пространственная среда, разумно организованная средствами архитектуры, может дисциплинировать жизнь, внеся в нее гармонию и порядок.
Главными очагами развития и распространения рационалистических идей в архитектуре были школа Баухауз в Германии, Ле Корбюзье во Франции, конструктивисты в СССР. С 1924 года Баухауз ступил на дорогу функционализма, происходит отказ от критерия стилистического единства в пользу критерия эффективного функционирования. Это дало возможность обратиться к стандартизации в строительстве.
|