Фотографическое сопоставление «было-есть», начатое в рабочем альбоме Бюро восстановления столицы, расширилось, вылилось на стенды выставок, страницы книг и альбомов. В 1963 году избранные снимки вышли отдельной книгой. Они были размещены так, чтобы обеспечить максимальную верность и точность сравнения. Подбирались не только те же уголки Варшавы, но, по мере возможности, также одинаковые ракурсы. Мы придерживаемся этого принципа и в настоящем, третьем издании, что во многих случаях заметно с первого взгляда.
Колонна Сигизмунда, лежащая на мостовой и вновь вырисовывающаяся на фоне неба, не требует разъяснения «где». Достаточно напомнить «когда». Еще один пример: Старый Город, Рынок, Сторона Барсса. На снимке 1945 года одинокая женщина сушит белье среди развалин. Ныне в том же месте фотограф уловил будни живого города. На обоих снимках легко различить сохранившийся старинный портал с прекрасным замковым камнем – сейчас вход в Музей Адама Мицкевича.
С другими снимками дело обстоит несколько сложнее. Сопоставление развалин Медовой улицы с видом западного портала туннеля Трассы Ву-Зет настолько поразительно, что лишь тщательно вглядевшись в оба снимка замечаешь повторяющийся на них силуэт монастыря и костела капуцинов. Среди новых корпусов Муранува не сразу отыщешь колокольню костела – единственного здания, которое сохранилось в этом районе, хотя и его не обошел пожар.
|