Основной упор в новом генплане польской столицы делался на построении развитой промышленности. Главным моментом работ была разработка концепции превращения Варшавы в административный центр и крупный промышленный район. В разработке генплана принимали участие архитекторы Бюро Восстановления Столицы.
Архитекторы уделили большое внимание центру Варшавы. Проектирование нового городского центра Варшавы и реконструкция старого осуществлялись с учетом новых социально-экономических процессов. Формирование эстетического облика Варшавы, соответствующего его идеологическим функциям было важной задачей в проектировании, оно базировалось на учете закономерностей эстетического и эмоционального воздействия разных архитектурных форм.
Важное место в системе архитектурных средств художественной выразительности новых архитектурно-урбанистических ансамблей Варшавы занял прием сочетания разных архитектурных форм и объемов, композиционно направленных к главной доминанте. В создании целостного образа архитектурного ансамбля архитекторы часто обращались к синтезу искусств. Так, скульптура и малые архитектурные формы часто были спутниками новых ансамблей улиц и площадей Варшавы.
Во многом послевоенная польская архитектура и градостроительство были «обязаны» архитектурному «экспорту» из СССР. Хотя, следует еще раз отметить, что Дворец Культуры и Науки был советским проектом, но планы по строительству именно на этом месте высотной доминанты вынашивались польскими архитекторами еще до войны. Сам же проект центрального Дома Культуры, возникший в 1949 году по содержанию и по внешнему виду напоминал «дар дружбы» Советского Союза, тоже самое можно сказать и о проекте храма Провидения Божьего архитектора Бориса Пневского. Анализ проектов привел нас к выводу, что подобный тип высотной архитектуры вырос целиком на польской почве, советская же сторона наполнила его новым смыслом.
Реконструкция столицы оказала влияние и на архитектуру других городов Польши: появились проекты перестройки Гданьска и Вроцлава с типичным оформлением улиц, высотными зданиями, по стилистике близкими варшавскому Дворцу.
|