Второй крупной тенденцией межвоенного варшавского градостроительства являются планы по так называемой «монументализации» Варшавы.
Варшава, оказавшись в первые годы независимости не готова к принятию столичных функций, она как никогда требовала большого количества административных зданий.
В этот период происходит активный поиск национальных особенностей в культуре, что привело к романтическому направлению в искусстве. Ренессансно-барочные цитаты в архитектуре пробуждали чувство гордости, мощи собственной традиции, ее связи с европейской.
Примерами новой монументальной архитектуры польской столицы являются здания, построенные М. Лялевичем: Геологический Институт (проект 1920, реализация 1924–1925 гг.). Дирекция железных дорог на ул. Виленской (1927–1928 гг.). Аграрный Банк (1926–1927 гг.) Однако позиционирование такого архитектурного стиля как государственного закончились фиаско, т.к. классицистическая архитектура была тесно связана в сознании поляков с Санкт-Петербургом.
Популярным было декоративное направление в архитектуре, стилизация национальных мотивов, геометризация форм (творчество Яна Кошиц-Виткевича), получившее государственное признание. В подобной стилистике сделаны декоративные детали здания Сейма (скульптор Яв Шчепковский, 1927–1928 гг.), Банка Народного Хозяйства (арх. Р. Сверчинский, 1929–1932 гг.). Министерство Религии и Народного Образования (скульпторы Ян Кужантковски, К. Тхорка, 1930 г.).
|