В ряде различных проектов реконструкции центра Варшавы была предложена смелая концепция продолжения улицы Злотей к Висле, что подразумевало под собой снос части исторических зданий на самой улице, а так же по ул. Новый Свет и на привислинском участке.
Застройка предлагалась репрезентативная, монументальная, возникает ощущение, что в отдельных проектах ул. Злота, не отнимая у Аллей Иерусалимских коммуникационной важности, выходит вперед по своей значимости и масштабам.
Если восточная часть площади – это «бетонный монолит», то западная, в большинстве проектов, – это ее противоположность, – зелень. Проект Рутковского и Краснодембского предполагал снос практически всех зданий по периметру площади, за исключением, может быть, вокзала и застройку участка выдержанными в одной стилистике зданиями, что придало бы монотонность застройке центра. С востока предлагалось расположить непрерывный ряд одинаковых зданий с невысокими башнями. Подобная была стилистически близка, а в отдельных деталях даже повторяла архитектуру Дворца Культуры и Науки.
Первой премии были удостоены два проекта: работа группы архитекторов под руководством З. Карпиньского и проект X. Адамчевской и К. Вейхерта. Доработанный и реализованный в итоге проект архитекторов под руководством З. Карпинского представляет собой последовательно проведенную идею многоплановой пространственной композиции, включающей центральную площадь в целостное решение центра Варшавы.
Проект был близок большинству других, предлагавших архитектурное решение Восточной стены с использованием высотных акцентов, подчеркивающих главенствующую роль ДКиН. По своей сути, это решение центра в монументальном стиле, но архитектурная форма самих зданий не может быть отнесена к соцреализму, который мы видим в большинстве ранних проектов. Это уже была новая современная архитектура, архитектура делового городского центра.
|