В связи с усиливающейся поляризацией общества, процессы урбанизации стали стихией, с которой идея «города-сада» уже не могла справиться. Промышленность была признана главным фактором прогресса, город – очагом технического прогресса.
Функциональный кризис городов начала XX века стал фактом. Развитие индустрии стало предъявлять новые требования к функциональным качествам города. Мировой экономический кризис и надвигающийся фашизм затормозили развитие архитектуры. Функционализм начал утрачивать свои социальные претензии, и постепенно уходил. Лозунги об интернациональной архитектуре вызывали сочувствие в среде прогрессивных архитекторов.
В 1920-е годы в Германии происходит смена культурных ориентиров, утверждается практицизм. В СССР в 1930-е годы популярна утопия «вечных ценностей», утверждающая образы грядущего процветания, в 1941–1954 годах происходит догматизация абсолютного господства этой идеи. Происходит растворение «Я» в безликом «Мы», индивидуального в стандартном. Яркими примерами новой утопии могут служить конкурсные проекты Дворца Труда и Дворца Советов 1920–1930-х годов. Тенденция к мифологизации жизни поощряла парадную монументальность жилой застройки, связанную с главными городскими магистралями. Жилье при этом использовалось как субстанция, формирующая пространство города – материал помпезных декораций.
Во втором параграфе дается информация о застройке Варшавы с момента ее основания и до 1918 года: основные градостроительные ансамбли – Саксонская ось, Станиславская ось, направление Замок – Бельведер, ансамбли площадей Театральной, Банковой, Трех Крестов, Старого Города, рядовая застройка.
|