Варшава нуждалась в магистрали, соединяющей два берега, как наиболее короткой транзитной дороги через город в направлении восток-запад.
Магистраль решено было провести через мост Кербезда (совр. Шленско-Домбровский) и далее по территории исторической части города в сторону районов Муратов и Воля.
Трасса Восток–Запад (проект 1947, реализация 1947–1949, мастерская WZ – арх. Й. Сигалин, С. Янковский, З. Стемпинский).
В процессе проектирования специалисты разделились на тех, кто придерживался идеи быстрой реконструкции путем сноса части исторической застройки, дабы как можно быстрее наладить транспортную ситуацию, и тех (в основном это были реставраторы), кто предлагал более тщательную разработку проекта с учетом существующей застройки. Конфликт между архитекторами и реставраторами состоял в разнице взглядов на понятие «памятник» и «историческая застройка».
Бюро, проектирующее трассу, предоставило два проекта строительства тоннеля: закрытый способ работ (тоннель от улицы Сенаторская до Медовой) и открытый, со сносом части домов на Краковском Предместье с восстановлением последних после окончания строительства.
Реализованный, в итоге, вариант привел к разбору части руинированных зданий по ходу трассы, в том числе и дворца Теппера, вызывавшего наибольшее количество споров и противоречий, стоящий на пути следования трассы дворец Радзивиллов оставили, разделив поток машин на две части, в самом же здании разместился Музей Ленина.
В 1952 году трем мастерским было поручено разработать проект западной части трассы WZ.
Авторы проектов предлагали замкнуть участок магистрали высотными зданиями, связать трассу с Саксонской осью, что придало бы композиционное единообразие этому участку города, пересечение улиц Товаровой и Окоповой с трассой WZ предлагалось оформить высотными зданиями со шпилем, в стилистике Дворца Культуры и Науки. В итоге, был реализован наименее дорогостоящий проект мастерской «Запад BUW» (Ева Грабер, Ежи Грабовский), опиравшийся на существующую сеть улиц и застройку.
|