Новая урбанистика противопоставила городу 19 века функциональную планировку: район делится на части, выполняющие строго обозначенные функции. Возникает понятие доминирующей функции.
Появляется новая мысль деления элементов города на элементы статичные и динамичные с одновременным выделением резервных территорий. Таким образом, старому, более или менее концентричному разрастанию города, противопоставляется умеренная децентрализация и функционалистическое разграничение районов.
Примером функционализма в градостроительстве является проект «Варшава функциональная» (Ян Хмелевский, Симон Сыркус, 1934 г.), получивший высокую оценку на съезде Международного комитета по проблемам современной архитектуры – CIRPAC в Лондоне.
Варшавский регион лежит на месте пересечения водных и трансконтинентальных сухопутных дорог. Поэтому при разработке функционалистической концепции застройки Варшавы большое внимание уделялось разработке трасс международного сообщения, проходящих в этом регионе, существующие дороги явились фундаментом для развития новых трасс. Избегая транзитного движения через Варшаву, авторы продумали объездные пути для обслуживания локальных потребностей столицы.
Висла является главной композиционной осью Варшавы, а «крест» дополняется диагоналями дорог, что позволяет выделить 8 главных дорожных узлов, каждый из них относится к одному из восьми секторов города, среди которых центральным является пересечение улиц Маршалковской и Аллей Иерусалимских, а так же артерий, проходящих в районе Саксонского сада.
|